Forum Rosja-Polska Forum Rosja-Polska
1287
BLOG

Wacław Radziwinowicz: Dziękuję Moskwie

Forum Rosja-Polska Forum Rosja-Polska Polityka Obserwuj notkę 14
W czwartek 7 stycznia, 11 dni przed terminem wyznaczonym mi przez rosyjski MSZ, wyjechałem z Rosji. Z jakimi uczuciami po raz ostatni zamykałem za sobą drzwi zlikwidowanej placówki "Wyborczej" w Moskwie?
Tak, jest poczucie niesprawiedliwie wymierzonej kary. Tak, żal niezrealizowanych planów. Tak, szkoda opuszczać kraj, który bardzo lubię, który jest dla mnie niezmiernie ciekawy. Ale silniejsze było coś innego - ogromne poczucie wdzięczności.

Gdy 18 grudnia ogłoszono, że Rosja w odpowiedzi na wydalenie z Polski Leonida Swiridowa, współpracownika agencji MIA Nowosti, pozbawia mnie akredytacji i każe opuścić kraj w ciągu 30 dni, w Moskwie odezwały się głosy protestu.

Komentator radia Echo Moskwy Matwiej Ganapolski jeszcze tego samego dnia zmieszał z błotem ojczysty MSZ, a i o mnie sporo nagadał. Kiedy mu dziękowałem, zażartowałem, że już kazałem kamieniarzom przygotować sobie płytę nagrobkową z tekstem tego, co powiedział o moich zasługach, po polsku i po rosyjsku.

No i się posypało.
Kto mógł, występował w mojej obronie w swoim radiu czy gazecie albo zapraszał do studia na rozmowę w eterze. Kto nie mógł, pisał na prywatnym blogu czy Facebooku albo po prostu dzwonił. Moskwa, nawet nie tyle opozycyjna, ile zwyczajnie niezależna, w istnienie której wielu nie wierzy, stanęła za mną murem.

Przyjaciół, także przyjaciół Moskali, poznaje się w biedzie. Ja w swojej przekonałem się, że mam ich bardzo wielu. Nigdy za mojej pamięci, a przecież pracowałem tam 18 lat, Moskwa nie wstawiła się tak zdecydowanie za kimś wydalanym z Rosji.

Coś podobnego zdarzyło się tylko w przypadku Natalii Morar, Mołdawianki piszącej w moskiewskim tygodniku "Nowoje Wremia". W 2007 r. zamknięto przed nią granice Federacji w odwecie za tekst o tym, jak Kreml reguluje wpływy do kas wszystkich - w tym także opozycyjnych - partii politycznych. Ona jednak była dziennikarką rosyjską, ja jestem obcy.

Władza, czego się w ogóle po niej nie spodziewałem, zareagowała na głosy w mojej obronie, a do tego w sposób absolutnie bezprecedensowy.

30 grudnia pod wieczór byłem gościem nadawanej na żywo godzinnej audycji w Echu Moskwy. Do studia po kilkunastu minutach przybiegł naczelny radia Aleksiej Wieniediktow z wieścią, że u wejścia do siedziby Echa stoi Maria Zacharowa, rzecznik MSZ Rosji, i domaga się udziału w audycji, bo musi przeciwstawić swoje argumenty moim:

Т.Фельгенгауэр Сейчас это вот неожиданно… Да, здравствуйте!
М.Захарова А я пришла!
В.Радзивинович А вы со мной не хотели встречаться.
Т.Фельгенгауэр Вы позволите мне все-таки объяснить, что происходит в студии. Мария Захарова – официальный представитель российского МИДа каким-то образом…
М.Захарова Я ехала мимо. И мы включили радио, и тут мы услышали господина Радзивиновича в эфире «Эха Москвы». И, так или иначе, разговор шел про российскую внешнюю политику. И здесь совпало все: с одной стороны была просьба от вас или желание встретиться…Вот и я тут.

echo.msk.ru/programs/personalno/1683438-echo

No i pokłóciliśmy się na antenie. Potem internauci nie zostawili suchej nitki na pani rzecznik za wdarcie się w mój kawałek eteru. Niesprawiedliwie. Ona mnie nie przekonała, ale mi zaimponowała. Przybiegła nieumalowana, nieuczesana, ubrana po domowemu (to, co się dzieje w studiu Echa, jest transmitowane w internecie), zostawiła dziecko i męża, z którymi wybrała się na zakupy, poświęciła wieczór przed największym w Rosji świętem, żeby się spierać z jednym z setek zagranicznych korespondentów pracujących w Moskwie.

Jasne, że nie o mnie jej chodziło. Broniła racji swojej firmy, broniła dziennikarza Swiridowa niesprawiedliwie jej zdaniem skrzywdzonego przez Polaków przed niezależną Rosją, w której istnienie wielu na świecie nie wierzy, która też sama nie bardzo wierzy, że jeszcze coś znaczy.

Po audycji spieraliśmy się dalej z półtorej godziny - przy tym z udziałem Wieniediktowa, który dowodził Zacharowej, że MSZ Rosji powinien mi zwrócić akredytację.
Po starciu pozostaliśmy przy swoich racjach. Ale jednym argumentem trafiła mnie celnie. Powiedziała, że dla swoich mam "wartość zerową", bo moje państwo mnie nie broni. Polski MSZ ograniczył się do dyżurnego komunikatu w mojej sprawie i na tym się skończyło. W sumie mniej niż zero, jeśli porównać to z Rosjanami broniącymi jak niepodległości Swiridowa przed wydaleniem z Polski.

Mnie osobiście pomoc z Warszawy nie była potrzebna. Wyjechałem z Rosji z ciężkim sercem, ale dzięki przyjaciołom Moskalom z tarczą, a nie na tarczy. Mam jednak żal do władz swego kraju za pokazanie Rosjanom, że potrafią się nie wstawić za swoim obywatelem takiego czy innego "sortu" (to akurat słowo rosyjskie).

PS Muszę dodać, że jestem natomiast bardzo zbudowany postawą pracowników Ambasady RP w Rosji i konsulatów w Moskwie i Kaliningradzie, którzy w ludzkim odruchu okazali mi wiele współczucia i pomocy.

Wacław Radziwinowicz: Dziękuję Moskwie

В четверг, 7 января, на 11 дней раньше обозначенного российским МИДом срока, я покинул Россию. С каким чувством я в последний раз закрывал за собой двери ликвидированного корпункта Gazeta Wyborcza в Москве?
Да, с чувством несправедливости наказания. Да, с сожалением по поводу нереализованных планов. Но сильнее было другое: огромное чувство благодарности.
     Когда 18 декабря объявили, что Россия в ответ на высылку сотрудника МИА «Россия сегодня» Леонида Свиридова лишает меня аккредитации и предписывает покинуть страну в течение 30 дней, в Москве зазвучали голоса протеста.
Публицист радиостанции «Эхо Москвы» Матвей Ганапольский в тот же самый день смешал российский МИД с грязью и наговорил много обо мне. В благодарность Ганапольскому я пошутил, что уже заказал в гранитной мастерской надгробие с его описанием моих заслуг по-русски и по-польски.

Слова поддержки посыпались со всех сторон: все, кто мог, выступали в мою защиту на радио и в газетах, приглашали в студию или на беседу в эфир. Кто не мог, писал в личных блогах, в Facebook или просто звонил. Даже не столько оппозиционная, сколько просто независимая Москва, в существование которой многие не верят, встала за меня горой.

Друзья, в том числе русские друзья, познаются в беде. Я, столкнувшись со своей бедой, узнал, что у меня их очень много. На моей памяти Москва (а работал я там 18 лет) еще никогда настолько решительно не выступала в защиту кого-то, кого высылают из России.

Нечто похожее произошло только в случае Натальи Морарь — молдаванки, которая работала в московском еженедельнике «Новое время». В 2007 году для нее закрыли границы РФ в отместку за текст о том, как Кремль регулирует поступления в кассы всех, в том числе оппозиционных, политических партий. Но Морарь была российской журналисткой, а я иностранец.
Власти, чего я от них совершенно не ожидал, отреагировали на звучащие в мою защиту голоса, и сделали это беспрецедентным образом.

Вечером 30 декабря я был гостем идущей в прямом эфире передачи на радио «Эхо Москвы». Спустя минут 20 после начала эфира в студию вбежал главный редактор Алексей Венедиктов с новостью, что у входа в здание стоит Мария Захарова, пресс-секретарь МИД России, и требует, чтобы ее пустили на передачу: она хотела противопоставить свои аргументы моим.

Т.Фельгенгауэр Продолжается программа «Особое мнение». Меня зовут Татьяна Фельгенгауэр. Напоминаю, что в гостях у меня сегодня польский журналист Вацлав Радзивинович.
    В Российском МИДе назвали главные провалы уходящего 2015-го года. И, по мнению уполномоченного МИДа по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константина Долгова, главным самым провалом можно считать действия международной коалиции по борьбе с «Исламским государством», запрещенным в Российской Федерации — коалиции, которую возглавляет США. Вы согласны с тем, что это главный провал?

В.Радзивинович  Провал 2015 года главнее. Я имею в виду это – конец идеи Новороссии.

Т.Фельгенгауэр Так называемый проект «Новороссия».

В.Радзивинович Да, проект «Новороссия». Из этого истекают многие последствия того, что случилось: и кризис здесь, и многие недоразумения в международной политике, и неуклюжая интервенция России в Сирии. Если бы не это, если бы не все эти эмоции, кризисы, провалы…

Т.Фельгенгауэр Сейчас это вот неожиданно… Да, здравствуйте!

М.Захарова А я пришла!

В.Радзивинович А вы со мной не хотели встречаться.

Т.Фельгенгауэр Вы позволите мне все-таки объяснить, что происходит в студии. Мария Захарова – официальный представитель российского МИДа каким-то образом…

М.Захарова Я ехала мимо. И мы включили радио, и тут мы услышали господина Радзивиновича в эфире «Эха Москвы». И, так или иначе, разговор шел про российскую внешнюю политику. И здесь совпало все: с одной стороны была просьба от вас или желание встретиться…

Т.Фельгенгауэр Я прошу прощения, когда была просьба: в этом эфире была просьба?

М.Захарова Нет, не в этом эфире. Она была какое-то время назад, неделю назад. И мне показалось, что это просто надо. И я позвонила Алексею Алексеевичу Венедиктову, и он просто сказал: Бегом, быстрее! Вот и я тут.

В.Радзивинович Мария Владимировна, я очень рад, что мы встретились, но я не просил о встрече. Я хотел вам написать письмо с протестом, что, мне кажется, что решение о том, чтобы меня отсюда выгнать, это несправедливое решение – все, что я хотел.
echo.msk.ru/programs/personalno/1683438-echo

В эфире мы повздорили. Потом интернет-пользователи жестко раскритиковали Захарову за вторжение в мой фрагмент трансляции. И зря. Она меня не убедила, но произвела на меня впечатление. Она прибежала в студию без макияжа, непричесанная, в будничной одежде, оставив мужа и ребенка, с которыми отправилась за покупками, и посвятила вечер перед самым главным российским праздником спору с одним из нескольких сотен работающих в Москве иностранных корреспондентов.

Конечно, дело было не во мне. Она отстаивала позицию своей организации, защищала несправедливо, по ее мнению, обиженного поляками журналиста Свиридова перед независимой Россией, в существование которой многие в мире не верят, и которая сама не слишком верит, что имеет еще какой-то вес.

После передачи мы еще часа полтора продолжали наш спор, в том числе с участием Венедиктова, который доказывал Захаровой, что МИД России должен вернуть мне аккредитацию. В итоге мы остались каждый при своем мнении. Но один аргумент попал в цель. Захарова сказала, что в глазах «своих» я обладаю «нулевой ценностью»: мое государство меня не защищает. Польское внешнеполитическое ведомство ограничилось на мой счет дежурным сообщением, и на этом все закончилось. В итоге — это меньше, чем ноль, если сравнить с россиянами, которые защищали Свиридова перед его высылкой из Польши, как свою независимость.

Мне лично не была нужна помощь из Варшавы. Я покинул Россию с тяжелым сердцем, но благодаря российским друзьям — со щитом, а не на щите. Но мне обидно за руководство своей страны, которое показало россиянам, что оно способно не встать на защиту своего гражданина такого или иного «сорта».

P.S. Добавлю, что меня очень порадовала позиция работников посольства Польши в России и консульских отделов в Москве и Калининграде, которые чисто по-человечески оказали мне помощь и поддержку.

"Империализм - зло и глупость. Он вредит интересам народа России. (...) "На Украине произошло народное восстание против коррумпированной и воровской власти. Ядром этого восстания были Киев и западные области страны, но его поддержала (молчаливо) и большая часть юго-востока, иначе бы сейчас Янукович не проводил странных пресс-конференций в Ростове-на-Дону. На эту тему есть политическое заявление партии, которую я возглавляю. У народа есть право на восстание в условиях, когда другие политические методы борьбы исчерпаны. Не буду долго рассусоливать. Два примера о том, что такое "власть Януковича": а) сын Януковича, бывший стоматологом, стремительно превратился в долларового миллиардера. Что может ещё лучше иллюстрировать чудовищную коррупцию? б) Премьер-министр Азаров, из-за которого во многом и начался «Майдан", долго втирал всем про ужасный Запад, иностранное влияние и "гей-ропу", а сам после отставки, быстро свалил жить в Австрию, где у его семьи поместье и банковские счета. Что может лучше иллюстрировать чудовищное лицемерие? Хоть ты из Донецка, хоть ты из Львова - нормальный человек понимает, что такую власть надо менять. Вор Янукович решил, что тех, кто им недоволен, надо бить по голове. А потом решил, что в них надо стрелять. Вот и оказался в Ростове. (...) "Oczywiście, że są między naszymi krajami i drażliwe tematy ale o nich jest głośno i trwa taki jakby wyścig, kto komu bardziej dokopie. Uważam, że dużo lepsza jest rozmowa na zasadzie - owszem, to i tamto się wydarzyło ale i wydarzyło się też to i to. Po prostu na samych konfliktach pokoju się nie zbuduje, trzeba pokazywać też i to, że możemy razem coś pozytywnego zdziałać, że są sprawy które potrafią nas łączyć, że między nami była nie tylko nienawiść i krzywdy. Mamy momenty w historii które Rosjan i Polaków zbliżają, mamy i takie które dzielą. O tych drugich mówi się dużo, o tych pierwszych prawie nic. Stawia się pomnik najeźdźcom z Armii Czerwonej, a nie honoruje się rosyjskich żołnierzy sojuszniczych, ginących w obronie niepodległej Polski i niepodległej białej Rosji. " PSZCZELARZ http://bezwodkinierazbieriosz.salon24.pl/283223,kaukaskie-termopile-6tej-kompanii-6#comment_4049311 **************************************************** *******************************************************

Nowości od blogera

Komentarze

Inne tematy w dziale Polityka